Музыка — великое искусство способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение скрипичной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только скрипичное, но и общее музыкальное, эстетическое развитие учащегося. Процесс обучения и воспитания должны составлять органическое единство. Обучая ребёнка музык, педагог воспитывает в нём мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.
Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:
- Влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
- Замедляет и уравновешивает волны мозга;
- Маскирует неприятные звуки и ощущения;
- Снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
- Регулирует выделение гормонов снижающих стресс;
- Активизирует иммунную систему;
- Улучшает память и обучаемость;
- Повышает производительность труда;
- Развивает упорство
Всё это неоднократно доказано ведущими учёными, врачами, педагогами.
Обучая и воспитывая ребёнка необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса. Приобщить родителей к музыкальному искусству и привлечь их к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети.
Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:
- Проявить и развить музыкальные способности;
- Ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что даёт в дальнейшем работать над произведениями по партитурам, уметь читать свою партию;
- Развить внутренний слух, координацию слуха и голоса.
Когда ребёнок разучивает произведение, то спотыкается на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из под власти нот, а это значит сделать так, чтобы интервалы аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» — значит сделать так, чтобы музыкальное произведение отражало не язык своей нотной записи, а представляло бы
некоторое художественное явление. Звуки должны быть не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.
Внешне создаётся впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это кажущаяся простота. На самом деле ребёнок взявший инструмент должен одномоментно решить множество задач:
- Грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты, соблюдать при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма и темпа)
- Слушать интонирование и пропевать смычком музыкальные фразы и предложения;
- следить за положением игрового аппарата ( рук, корпуса, ног) ;
Соблюдая все задачи никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.
Очевидно, что задач при игре на скрипке множество и каждая из них представляет собой определённую теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определённой последовательности в изучении и времени на практическое усвоение.
Очень большое значение в процессе обучения игре на скрипке имеет правильная организация домашней работы. В этом ребёнку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.
Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребёнка 6 – 8-ми лет ещё не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе с инструментом нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несёт в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные занятия. Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении игра на скрипке может продолжаться 15-20 минут – в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родитель действительно заинтересованы в занятиях своего ребёнка, то они обязательно помогут ему установить более щадящий график домашней работы. Тогда обучение пройдёт более гладко, интерес ребёнка к музыке не пропадёт, и наряду с развитием будет приносить радость.
Родители часто задают вопрос: «Как ребёнок должен заниматься дома?»
С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент-проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в начальном периоде, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации из нескольких музыкальных звуков, то проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем же работу над произведением следует начинать с беседы о характере и содержании пьесы, создания исполнительского образа и по возможности , его прослушивания в качественном исполнении. Далее необходимо вычленить отдельно технически сложные места, аппликатуру, фрагменты исполняемые с применением позиций, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счётом вслух. Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени для любого исполнителя необходимо обострённое чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счётом вслух, особенно в начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребёнка вырабатывается ощущение метроритмической пульсации и необходимость счёта в слух отпадает.
В начальный период обучения на первый план выходит постановка игрового аппарат, работа над координацией между движением смычка и постановкой пальцев, от правильности освоения которых, зависит качество дальнейшего развития. Этого ученик добивается с помощью различных упражнений:
Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша, когда он учится ходить. В первый год обучения музыке он «учится ходить» пальчиками по струнам и осваивает работу смычка. Это сложное занятие требует много терпения и внимания, как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать своё внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребёнку необходима помощь старшего , хотя бы во время первых занятий. Соединив усилия педагога, ребёнка и родителей, которые понимают, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет, можно получить хороший результат в обучении.
Советы родителям:
- Составить такой режим домашней работы ребёнка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов.
- Приучить ребёнка заниматься на инструменте каждый день
- В течение начального периода уделять ребёнку как можно больше внимания
- Контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания
- Постепенно приучать, с первых шагов обучения, ребёнка к самостоятельному контролю над своей игрой на инструменте
- Использовать для занятий подставку для нот
- Внимательно относится к эмоциональному и физическому состояниям ребёнка
- Проявлять постоянный интерес к домашним занятиям и исполняемым произведениям
- Посещать концерты и академические экзамены
- Постепенно формировать у ребёнка потребность к прослушиванию классической музыки и по мере возможного анализировать услышанное.
Преподаватель О.В. Асипенко