Методические рекомендации по организации домашней работы начинающего скрипача.



Музыка — великое искусство способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение скрипичной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только скрипичное, но и общее музыкальное, эстетическое развитие учащегося. Процесс обучения и воспитания должны составлять органическое единство.  Обучая ребёнка музык, педагог воспитывает в нём мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.

Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:

  • Влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;
  • Замедляет и уравновешивает волны мозга;
  • Маскирует неприятные звуки и ощущения;
  • Снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;
  • Регулирует выделение гормонов снижающих стресс;
  • Активизирует иммунную систему;
  • Улучшает память и обучаемость;
  • Повышает производительность труда;
  • Развивает упорство

Всё это неоднократно доказано ведущими учёными, врачами, педагогами.

Обучая и воспитывая ребёнка необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса. Приобщить родителей к музыкальному искусству и привлечь их к тесному сотрудничеству. Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог → родители → дети.

Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:

  • Проявить и развить музыкальные способности;
  • Ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что даёт в дальнейшем работать над произведениями по партитурам, уметь читать свою партию;
  • Развить внутренний слух, координацию слуха и голоса.

Когда ребёнок разучивает произведение, то спотыкается  на каждом шагу. Преодолеть это сопротивление, выйти из под власти нот, а это значит сделать так, чтобы интервалы аккорды, метроритм перестали быть главными в музыкальной деятельности. «Преодолеть ноты» — значит сделать так, чтобы музыкальное произведение отражало не язык своей нотной записи, а представляло бы

некоторое художественное явление. Звуки должны быть  не только физическими, но и музыкальными, передавать красоту, а не только длительность, высоту, тембр.

Внешне создаётся впечатление, что играть на инструменте легко и просто – это кажущаяся простота. На самом деле ребёнок взявший инструмент должен одномоментно решить множество задач:

  • Грамотно исполнять музыкальный текст (правильно прочитать ноты, соблюдать при этом знаки альтерации, аппликатуру, нюансировку, решая задачи метроритма и темпа)
  • Слушать интонирование и пропевать смычком музыкальные фразы и предложения;
  • следить за положением игрового аппарата ( рук, корпуса, ног) ;

Соблюдая все задачи никогда не забывать, что они являются лишь техническими средствами для создания и воспроизведения музыкальных образов.

Очевидно,  что задач при игре на скрипке множество  и каждая из них  представляет собой определённую теоретическую, координационную или техническую сложность, каждая требует определённой последовательности в изучении и времени на практическое усвоение.

Очень большое значение в процессе  обучения игре на скрипке имеет правильная организация домашней работы. В этом ребёнку совершенно необходима помощь родителей, особенно если он младшего школьного возраста.

Следует помнить о том, что абстрактное мышление у ребёнка 6 – 8-ми лет ещё не полностью сформировано. Поэтому в домашней работе с инструментом   нужно в первую очередь ориентироваться на образное мышление, развитие которого является одним из ведущих принципов музыкального обучения. Поскольку любое музыкальное произведение всегда несёт в себе эмоционально-образное содержание, то считается целесообразным чередовать школьные и музыкальные занятия. Этот принцип приготовления домашних заданий позволяет равномерно по очереди загружать работой то правое, то левое полушарие головного мозга и тем самым, соединять нагрузку и отдых. При таком распределении  игра  на скрипке может продолжаться 15-20 минут – в промежутках между двумя школьными предметами. Такой режим работы сэкономит время и позволит более рационально построить домашнюю работу. Если родитель действительно заинтересованы  в занятиях своего ребёнка, то они обязательно помогут ему установить более щадящий график домашней работы. Тогда обучение пройдёт более гладко, интерес ребёнка к музыке не пропадёт, и наряду с развитием будет приносить радость.

Родители часто задают вопрос: «Как ребёнок должен заниматься дома?»

С самых первых занятий  надо уяснить очень важный момент-проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в начальном периоде, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации из нескольких музыкальных звуков,  то проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем же работу над произведением следует начинать  с  беседы о характере и содержании пьесы, создания исполнительского образа и по возможности , его прослушивания в  качественном исполнении. Далее необходимо вычленить отдельно технически сложные места, аппликатуру,  фрагменты исполняемые с применением позиций, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счётом вслух. Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени для любого исполнителя необходимо обострённое  чувство метроритма  как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счётом вслух, особенно в начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает  необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребёнка вырабатывается ощущение метроритмической пульсации и необходимость счёта в слух отпадает.

В начальный период обучения на первый план выходит постановка игрового аппарат, работа над координацией между движением смычка и постановкой пальцев, от правильности  освоения  которых,  зависит качество дальнейшего развития. Этого ученик добивается с помощью различных упражнений:

Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша, когда он учится ходить.  В первый год обучения музыке он «учится ходить» пальчиками по струнам и осваивает работу смычка. Это сложное занятие требует много терпения  и внимания,  как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать  своё внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребёнку необходима помощь   старшего , хотя бы во время первых занятий. Соединив  усилия педагога, ребёнка и родителей, которые понимают, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет, можно получить  хороший результат в обучении.

Советы родителям:

  • Составить такой режим домашней работы ребёнка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов.
  • Приучить ребёнка заниматься на инструменте каждый день
  • В течение начального периода уделять ребёнку как можно больше внимания
  • Контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания
  • Постепенно приучать, с первых шагов обучения, ребёнка к самостоятельному контролю над своей игрой на инструменте
  • Использовать для занятий подставку для нот
  • Внимательно относится к эмоциональному и физическому состояниям ребёнка
  • Проявлять постоянный интерес к домашним занятиям и исполняемым произведениям
  • Посещать концерты и академические экзамены
  • Постепенно формировать у ребёнка потребность к прослушиванию классической музыки и по мере возможного анализировать услышанное.

Преподаватель О.В. Асипенко



Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий