12 декабря в концертном зале ДШИ состоялся музыкальный вечер, посвящённый 175-летию П.И.Чайковского.
В 2015 году исполнилось 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского,гениального композитора, который прославил русскую музыку на весь мир. Музыка Чайковского о жизни и силе духа, о страданиях и подвигах, о природе и поэтичности, о величии добра и красоты. Она обладает необыкновенным свойством проникать прямо в сердца. Где звучит музыка Чайковского — там всегда аншлаг. В исполнении инструментального ансамбля «Камертон», под руководством ЗР РК Чабаненко А.М., прозвучал -Вальс «Декабрь».
Музыка Чайковского, как и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Был показан ролик — биография.
В каждом из музыкальных жанров Чайковский проявил себя, как гениальный композитор.
Тему любви к природе, описанию смены времен года, затрагивали многие композиторы. «Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа. » Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею, наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского — фортепианного цикла «Времена года». 12 пьес – 12 картинок из русской усадебной жизни 19 века. Каждая предваряется эпиграфом из стихов русских поэтов, соответствует одному из месяцев года.
Прозвучал «ДЕКАБРЬ», и, после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры трогательно выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. «Апрель». Белые ночи — ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Музыка передает множество настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического пейзажа белых ночей. В исполнении преподавателя фортепиано Федоровой Е.Е. прозвучало одно из красивейших произведений из фортепианного цикла-«Май».
Песня «Мой Лизочек».Еще одна песня для детей – «Зима». Красочная миниатюра погружает в атмосферу ожидания и прихода зимы, детских развлечений и забав. Неповторимые, яркие «краски» нашел Чайковский для картины праздничного зимнего веселья. Песня «Зима»,в исполнении Влады,конц.Гончарук С.В.
Еще одна область творчества великого композитора – романсы. Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Их более 100. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века. Некоторые романсы написаны Чайковским на собственные стихи (под псевдонимом N.N.) Это лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия. Романсы П.И. Чайковского — это небольшие поэмы, сущность которых далеко не исчерпывается личными настроениями. Близкие каждому, эти трогательные и искренние страницы творчества композитора проникнуты философией жизни. Искренность и теплота – главные характерные и привлекательные черты музыки П.И. Чайковского.
Романсы Чайковского обращены к простому слушателю. Он как бы «переводил» словесный текст на язык музыки.
Романс «День ли царит…» отличается экспрессивным, ярким, оптимистичным характером музыки.
Чайковский очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры, когда гостил в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным ребёнком. Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом». Так появился всем известный «Детский альбом». Сборник включает 24 пьесы для исполнения маленькими пианистами. Картинка. Все пьесы отражают целый день ребёнка с момента его пробуждения до сна. Музыка передает простоту и насыщенность детской жизни. Веселье, огорчение, игры, танцы выстроены композитором в сюжетную линию.
1. Во времена композитора обязательны были ежедневные молитвы. В них благодарили за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях нового дня.
2. Спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры «Сладкая греза» доставляет истинное наслаждение. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.
3. Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы «Шарманщик» напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.
4. Мелодия «Русской песни» — обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Чайковский показал смену настроений – то радости, то грусти, что так характерно для народной музыки.
5.И вот мы слышим, как шагают игрушечные солдатик -смело, бодро, но легко: ведь они деревянные, сказочные. Есть у них и свой оркестр, в котором барабанщик играет то на маленьком барабанчике, то на большом.
Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе.
6. Звучание народных инструментов слышится в этой музыке. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают страстность и горячность южан. В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала. А сейчас прозвучит музыка из «Детского альбома» Петр Ильича Чайковского. В исполнении учащейся фортепианного отделения прозвучит «В церкви»
Последние десятилетия жизни Чайковского отмечены серьезным расцветом творчества и всемирным признанием его. В это время композитор обращается к новой тематике, образам, музыкальным жанрам, формам. Он создает оркестровые сюиты, фортепианные концерты, гениальные симфонии.
Новое слово было сказано Чайковским и в балете. Ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов.
Балет стал для Чайковского областью идеально прекрасной романтической фантазии и вымысла. Им созданы три балета: — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Все основаны на сказочных сюжетах. Чайковский очень любил хореографию и понимал ее специфику. Его фантастический мир является отражением мира реального, а его обитатели наделены подлинными живыми человеческими чувствами. С появлением «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика» — сформировалось новое явление — балетный театр Чайковского. Ролик – фрагменты из балетов. «Щелкунчик» стал символом новогоднего праздника. Сама история происходит в Рождество. В ней много волшебства, чудесных превращений и таинственных приключений. Балет «Щелкунчик» написан по сказке Эрнеста Гофмана. Ее главные герои — девочка по имени Марихен (в разных редакциях — Клара или Мари) и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен ее крестный, сказочник Дроссельмейер. Только он знал, что Щелкунчик – это не безобразная игрушка, а прекрасный принц, которого заколдовала злая королева Мышильда.
В рождественскую ночь начинаются сказочные превращения. Щелкунчик оживает и вступает в схватку с мышами. В этой битве ему помогают ожившие игрушки. И вот счастливый финал – Щелкунчик убивает Мышиного короля, рассеивая злые чары. И Марихен, полюбившая уродливую игрушку, видит перед собой расколдованного прекрасного принца. Он приглашает её в свою страну, где объявляет своей принцессой. Чайковский был од¬ним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук нового тогда музыкального инструмента — челесты.
Музыка волшебная, ласковая, полная радости и красоты. Праздничная и нежная. «Вальс цветов» в исполнении Маргариты Белаш.
В « Евгении Онегине» героиня, Татьяна, пишет Евгению письмо, в котором признается ему в любви. Евгений говорит ей, что не может ответить взаимной любовью, не может жениться. В результате — трагедия. Клавир оперы Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не Антонине Милюковой, своей будущей жене, а Надежде фон Мекк, восхищавшейся Чайковским и покровительствовавшей ему, но никогда не встречавшейся с ним лично. Центром оперы поистине является сложная, впечатляющая сцена письма, которую композитор написал первой и вокруг которой строится весь «Онегин».
«Евгений Онегин» — непревзойденный образец лирической оперы, в которой поэзия Пушкина гармонически слилась с прекрасной, задушевной музыкой, полной сердечного тепла и драматизма. Дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин»,в сопровождении инструментального ансамбля Камертон».