Вид урока: комбинированный (урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и их комплексного применения).
Форма урока: повторительно-обобщающий;
Урок включает:
— организационную установку;
— установление психологического контакта с ребёнком;
— проверку понимания и прочности знаний учащегося;
— взаимодействие преподавателя и учащегося на предмет усвоения новых знаний, умений, навыков;
— закрепление изученного материала и упражнения по его применению;
— проверку прочности усвоения полученных знаний;
— наставления по выполнению домашнего задания.
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Методы обучения:
1) Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato.
2) Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3) Практический: музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
4) Эвристический: после постановки проблемы, путём наводящих вопросов подталкиваем обучаемого к самостоятельному решению проблемы.
5) Метод подражания
Методические приемы:
• словесный, наглядный, практический;
• активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
• развитие мышления, творческой инициативы;
• приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок;
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательной активности, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Задачи урока:
В интересной для ребенка форме подать и закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
1) Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодия), продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).
2) Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в «Говорящие пальцы», сочинение ритма на заданный текст, «подумай – угадай» музыкальные образы, работа с рисунками и картинками).
3) Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Средства обучения:
Фортепиано, 2 стула, подставка для ног, схема «средства музыкальной выразительности», рисунки, нотные пособия.
Применение педагогических технологий:
1) Здоровьесберегающая:
• Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день. Он будет более организован.
• Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнения для пальцев «Сороконожка» и «Радуга».
• Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм и упражнений, сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и прослушивание музыки).
• На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
2) Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием: Ф. Рыбицкий «Кот и мышь».
3) Технология формирования мотивации или игровая технология:
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов («Говорящие пальцы», «Подумай-угадай», работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
План урока:
1) Организационный момент.
2) Психологический контакт с ребёнком.
3) Разминка. Упражнения, направленные на освобождение двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии).
4) Работа с музыкальным материалом.
5) Проблемная ситуация на основе учебного материала.
6) Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровых технологий («Говорящие пальцы», картинки).
7) Итог урока.
8) Домашнее задание.
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.
2) Психологический контакт с ребёнком. Установление психологической связи с ребёнком путём короткого общения.
3) Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика с использованием личностно–ориентированной технологии, закрепление навыка non legato на изучении гаммы до мажор. Укрепление 2 и 4 пальцев шагающим методом, правой и левой руками. Для большего интереса учим со словами:
Нет для ноток разных стран,
Всем они понятны,
И для ноток нотный стан,
Как ковёр нарядный.
Вот расселись до и ля,
Си и ми, как нужно,
И запели тру-ля-ля
Весело и дружно.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
И в Перу, и на Руси,
И в Италии, и Гане,
И в Корее, и Иране.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
У кого ты ни спроси,
На большой своей планете
Распевают дружно дети.
(фрагмент)
Автор текста:
Яворская И.
Упражнение «Радуга» + рисунок
Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.
— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:
Ой ты, радуга-дуга
Под тобой лежат луга.
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую
В пол минуты нарисую.
Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.
— Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?
— Ещё как!
— А ведь пальцами можно «проговорить», т.е. прохлопать или простучать ритмический рисунок стихов, песенки.
— Значит, и пальцами я буду разговаривать?
— Конечно. Запомни стишок (Упражнение «Говорящие пальцы»):
Фик-Фок-Фук!
Где-же майский жук?
Вот он сам.
Видно по усам!
Проговори – простучи стишок такими пальцами:
1 2 3
1 1 2 2 3
2 3 4
2 2 3 3 4
А теперь прохлопай руками такую загадку:
Чок-чок, пятачок, сзади розовый крючок. Посреди бочонок, голос тонок-звонок. Кто же это? Отгадай!
Тут тебе предстоит все выполнить самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок загадки, решить, какими пальцами ты будешь ее «говорить», написать номера пальцев под ритмическим рисунком стишка. Это твое творческое домашнее задание.
4) Работа с музыкальным материалом (использование здоровьесберегающей технологии). Ученик исполняет выученные ранее пьесы: Г.Телеман «Весёлый Ганс». В этой пьесе используется чередование штрихов staccato и legato. Ф.Рыбицкий «Кот и мышь» работа над трудными местами, динамикой cresc. и dim. (исполняется все произведение).
В этих пьесах ведется работа над исполнительским штрихом, динамическими оттенками, характером произведения, созданием образов.
Между произведениями включается динамическая пауза.
— Упражнение для глаз: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерку глазами под спокойную музыку.
— Упражнение «Сороконожка» — сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук. На слове «догнали» руки встречаются на шее: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали!»
5) Проблемная ситуация на основе учебного материала:
«Кот и мышь» Ф. Рыбицкий:
— Как ты думаешь, кто первый появляется в этой пьесе?
— Я думаю, что это мышь.
— А почему ты так решил?
— Потому-что звуки высокие в верхнем регистре похожи на мышку.
— А где-же кот?
— А кот — это низкие ноты нижнего регистра.
Исполни это произведение. Внимательно вслушивайся в музыку и сообрази: Сколько больших частей в пьесе? Отличается ли одна часть от другой? Чем? Есть ли в пьесе заключение? Надо стараться сыграть так, чтобы слушатель сразу «увидел» и мышь и кота. Сыграть надо отрывисто. То есть, каким штрихом?
— Staccato.
— Молодец. А какие то звуки надо связать. Какие?
— Те которые изображают кота. Сыграть надо связно — legato.
5) Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием визуальных средств(карточки, картинки) и игровой технологии.
Staccato — остро, отрывисто
legato — плавно, связно
non legato — не связно МИНОР
F- громко
Быстро Умеренно Медленно МАЖОР
p- тихо
6) Итог урока:
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
7) Домашнее задание:
— Закрепление пьесок Г. Телеман «Весёлый Ганс» и Ф. Рыбицкий «Кот и мышь».
— В пьесе «Кот и мышь» продумать динамику forte и piano.
— Загадка «Говорящие пальцы» — Поросёнок.
Итак, за дело! Желаю тебе работать с увлечением и сделать успехи!
Список литературы:
1) Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980 г.
2) О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть», 2002 г.
3) Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, 1986 г.
Нарушевич Г.И. 2017 Открытый урок
Преподаватель Г.И. Нарушевич