МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
ТЕМА: «КОМПЛЕКС СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДШИ»
Содержание
- Введение…………………………………………………………………………3
- Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ……………………..5
- Заключение…………………………………………………………………….12
- Список использованных источников…………………………………………13
- Введение
Казалось бы, что может быть проще, взять ноты, открыть и сыграть аккомпанемент? Неважно кому, будь это хор, вокалист, скрипка, или любой солирующий инструмент. Всё очень легко и просто. Но это только кажущаяся простота, за этим стоит долгая, кропотливая, творческая, очень нужная и интересная работа.
Среди пианистов профессия концертмейстера очень распространена, так как он необходим буквально везде. Это и класс любой специальности (кроме пианистов), и концертная эстрада, и хоровой коллектив, и хореография, и оперный театр и т.д. Без него не обойтись музыкальным и общеобразовательным школам, дворцам творчества, эстетическим центрам, музыкальным и педагогическим училищам и вузам.
Профессиональная подготовка кадров для полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального искусства ставит в области музыкального образования серьёзные задачи, как перед педагогами, так и перед концертмейстерами, поскольку диктует воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов. Возрастают требования и к профессиональному мастерству, включающему не только высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приемами, но и психологическую компетентность, что предполагает знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение применять полученные знания на практике.
Работа концертмейстера ДШИ отнюдь не ограничивается непосредственной его обязанностью – помощью учащимся довести работу над произведением до концертного исполнения. Он наряду с другими педагогами выполняет свои функции посредством основных направлений деятельности образовательного учреждения. В учебной работе удовлетворяет потребности ребенка в занятиях музыкой, при получении необходимых знаний и навыков создаёт надлежащие для учебного процесса условия. Во внеклассной деятельности помогает в организации содержательного досуга, где совместно с учащимися принимает участие в различных общешкольных и внешкольных мероприятиях. В воспитательной работе создаёт среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения. В методической — принимает участие в мастер-классах, в написании и реализации проектов, программ, методических разработок и т.д.
Также концертмейстер ДШИ совместно с педагогом приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле, развить общую музыкальность, ведь знакомство учащихся с «живой» музыкой обычно происходит через исполнителя, человека, сидящего за музыкальным инструментом – аккомпаниатора. Его труд, в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью, требует универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключится на работу с учениками различных специальностей.
- Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ
В контексте нашего исследования представляется важным определить, кто такой концертмейстер. Часто концертмейстера называют аккомпаниатором, но термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не идентичны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (в переводе означает сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту или солистам на эстраде. Мелодия передает ритм и гармонию, сопровождение же подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Концертмейстер — пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета, разучивать партии и играть им сопровождение на репетициях и концертах. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, способность подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Стало быть, в деятельности концертмейстера, объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Если обратиться к истории данного вопроса, то можно заметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства, появилось во второй половине XIX века, когда большое количество романтической, камерно-инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому способствовало и расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. Именно в то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
Со временем эта универсальность была утрачена. Связано это с разделением всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.
Интересный факт, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» — адресован музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». Но в ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер».
Тенденция к соединению этих двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В. Чачава в предисловии к книге о Дж. Муре, изданной в 1987 году, пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова — он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях».
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он обязан хорошо владеть роялем — как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, и не всякий хороший исполнитель достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией сопровождения. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений (навык объединить партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п.).
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, прекрасным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью убедительно воплотить замысел композитора. Также быстро осваивать музыкальный текст, комплексно охватывая трехстрочную и многострочную партитуру, отличая существенное и менее важное.
Специфика работы концертмейстера в ДШИ отличается тем, что ему приходится сотрудничать с представителями разных специальностей, следовательно, он должен быть «универсальным» музыкантом, таким, как в позапрошлом веке. Для профессиональной деятельности ему необходимы следующие знания и навыки:
- читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков и их роли в построении целого, видеть и ясно представлять партию солиста, выделяя индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами способствуя наиболее яркому его выражению;
- владеть мастерством игры в ансамбле;
- транспонировать в пределах кварты текст средней сложности, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с вокалистами;
- разбираться в правилах оркестровки и особенностях игры на инструментах симфонического и народного оркестров, для того, чтобы верно соотносить звучание фортепиано с различными штрихами и тембрами этих инструментов;
- владеть тембральным слухом;
- играть клавиры (концертов, опер, кантат) различных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки эпохи и стиля, перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре, не нарушая замысел композитора;
- читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз;
- понимать основные дирижерские жесты и приемы;
- владеть основами вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;
- ориентироваться в основах фонетики итальянского, желательно немецкого и французского языков, понимать основные правила произношения слов на этих языках, преимущественно их окончаний, и особенности фразировочной речевой интонации для успешной работы с вокалистами;
- разбираться в основах хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты рук у певцов;
- знать основные движения классического балета, бальных и русских народных танцев, основы поведения актеров на сцене;
- уметь одновременно играть и видеть танцующих, вести за собой целый ансамбль танцоров;
- владеть импровизацией, для подбора вступлений, отыгрышей, заключений, необходимых в учебном процессе в классе вокала и хореографии, играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки подбирать по слуху гармонии в простой фактуре;
- разбираться в русском фольклоре, в основных обрядах, а также в приемах игры на русских народных щипковых инструментах — балалайке, домре;
- ориентироваться в истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно воспроизвести стиль и образный строй произведения.
Концертмейстеру ДШИ необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей, поскольку для того чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами этих произведений, слушанию их в записи и на концертах. Он не должен упускать случая, практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида. Любая практика не пропадет даром, даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.
Специфика игры концертмейстера в том, что он должен найти смысл и удовольствие, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-исполнителю предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста, при этом сохраняя свой индивидуальный облик.
При всей многогранности деятельности концертмейстера ДШИ на первом плане находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей, активный поиск еще не известного, углубляющий наше познание, дающий человеку возможность по-новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для постановки задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру ДШИ обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний — все это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал.
Концертмейстер ДШИ должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера — это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту — главному действующему лицу. В определенный момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание в это время занято звуковым балансом и звуковедением у солиста, ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует от аккомпаниатора огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить его и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста еще перед эстрадным выступлением. Но лучшее средство для этого — сама музыка, так как особо выразительная игра сопровождения, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, а за ней и свободу.
Воля и самообладание — качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору ДШИ. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
- Заключение
Подводя итог всего перечисленного, можно сказать, что профессия концертмейстера предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма и формы, умением охватывать произведение в целом, пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. В его работе нельзя упускать огромную роль взаимного общения и партнерства. Для солиста – концертмейстер товарищ, друг, наставник, тренер и педагог. Для педагога по спецклассу — правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. В результате совместной деятельности преподавателя и аккомпаниатора дети не только познают основы музыкального искусства, но и развивают интеллект, приобретают умение мыслить нестандартно, пробуждают к действию свою фантазию. В них формируется творческое отношение к жизни, которое в дальнейшем будет способствовать успешной работе в любой избранной ими профессии. Взаимодействие возможно, когда все участники общения находятся как бы по одну сторону деятельности. Оно рождается в результате сотрудничества, которое характеризуется принятием общих целей и согласованной программой деятельности, рациональным распределением функций и ролей участников, благоприятным нравственно-психологическим климатом и абсолютным доверием друг к другу.
Таким образом, можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: пианист, дирижер, педагог-репетитор, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог.
- Список использованных источников
Методическая литература
- Бикташев В. Искусство концертмейстера. СПб., Союз художников, 2014
- Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. СПб., Композитор, 2009
- Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента. Л., Изд-во ЛОЛГК, 1986
- Горошко Н. Современная подготовка пианиста-концертмейстера. Оренбург, Изд-во ОГПУ, 1998
- Крючков Н. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения. М., Музыка, 1961
- Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Академия, 2002
- Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н., Бегемот, 2005
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л., Музыка,1972
- Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1. М., Престо, 1994
- Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М., Радуга, 1987
- Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ. Ред.
Т. Воронина. Л., Изд-во ЛОЛГК, 1986
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М., Музыка, 1996
Интернет-ресурсы
- https://allbest.ru/otherreferats/music/00015664_0.html
- https://urok.1sept.ru/статьи/591469/
- http://li t.na5bal.ru/doc/17534/index.html
- https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5685
- https://proshkolu.ru/user/vfrc81bv/blog/41054
- https://weburok.com/268777
- http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=4282
- https://e-koncept.ru/2015/15189.htm
- https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3677
- https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/02/15/put-kontsertmeystera-k-masterstvu
Выполнила: преподаватель и концертмейстер С.В. Гончарук