2020-2021 учебный год для выпускников художественного отделения Детской школы искусств был весьма насыщенным и творческим. В рамках предстоящего празднования юбилея — 100-летия Республики Коми – учащиеся Кузьмина Кристина и Першин Никита подготовили презентации. Свои работы выпускники посвятили творчеству Василия Кандинского (1866–1944). Имя русского художника-авангардиста имеет мировую известность и связано с историей Европейского Северо-Востока. В 1889 году, будучи студентом 4-го курса юридического факультета Московского университета, Василий Кандинский принял участие в научной экспедиции в Вологодскую губернию, где изучал правовую практику в уездных судах и собирал материалы по культуре местного финно-угорского населения — зырян (коми).
В своей монографии «Ступени» художник отмечал, что он «положительно влюблен в коми зырян». Концепция Кандинского в живописи, ознаменованная авангардом, заложила начало линиям, новым формам и содержанию в искусстве. Например, коми прялки с витиеватыми линиями и кругами нашли свое воплощение в произведении «Два овала».
Этнографическая поездка в Коми край определила дальнейшую историю жизни Кандинского как автора произведений искусства. Художник открыл для мира новый визуальный язык.
Следующую творческую работу представил Худяков Александр. Произведение Елены Афанасьевой подтолкнуло учащегося на создание его дипломной работы под названием «Африкан». Автор книги-били́нгвы «Дуда чудит» является бабушкой Александра Худякова, а образ и характер Африкана создавался с прапрапрадедушки, который родился в 1868 году. В 2017 году произведение Елены Афанасьевой «Дуда чудит» с иллюстрациями Валерии Осташовой было признано в Республике лучшей детской книгой.
Образ Африкана в работе выпускника был раскрыт в двух направлениях – литературном и мультипликационном. Образ прапрапрадедушки Александр раскрыл по-новому. Следуя рекомендациям своего педагога Марины Станиславовны, Александр выполнил декоративную работу из папье-маше и разноцветных шерстяных нитей. Над своей дипломной работой выпускник трудился несколько месяцев. В книге Африкан – студент, а длинный шарф в работе учащегося символизирует долгую дорогу домой после окончания зимней сессии. Использованная цветовая гамма также несет в себе информацию. Черный цвет – это цвет бунтарства, а, как известно, все подростки немного бунтари. Голубой цвет – это цвет Мечты. Розовый – цвет нежности, любви и заботы. Оранжевый – всегда ассоциировался с теплом солнца и неиссякаемой энергией. Бордовый цвет – цвет уверенности в себе. Коричневый цвет принадлежит человеку, который с уважением чтит свои корни. Персиковый цвет – цвет материнской заботы и уюта родного дома. Через работу «Африкан» Александр раскрыл свои мысли, чувства и находки в художественном творчестве, а также сохранил память о прапрапрадедушке.